ЕГЭ 2021 по биологии

ЕГЭ по биологии — экзамен по выбору, который сдают абитуриенты биологических, медицинских и аграрных специальностей. Работа состоит из 28 заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности. Выпускники должны будут заполнить пропущенные элементы схем или таблиц, найти правильные обозначения в рисунках, выполнить задачи на анализ и синтез информации, в том числе представленной в форме графиков, диаграмм и таблиц со статистическими данными.

Проводится
10 июня
Длится
3 ч 55 мин
Состоит из
28 заданий
Минимум из 100
36 баллов

На какие специальности сдавать

Подготовим к ЕГЭ

Поможем поступить на бюджет

Самая эффективная онлайн-платформа для подготовки к поступлению. Поможем сдать ЕГЭ на максимум и поступить на бюджет в лучшие вузы России.

Узнать больше

Структура экзамена

ЕГЭ по биологии состоит из двух частей и 28 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 21 задание с кратким ответом, в части 2 — 7 заданий с развернутым ответом. Вопросы с кратким ответом предполагают запись в бланке ответов слова (словосочетания), числа или последовательности цифр. В заданиях с развернутым ответом необходимо самостоятельно сформулировать ответ в развернутой форме.

Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов можно получить от 1 до 3 баллов в зависимости от уровня сложности. Максимально работа оценивается в 58 первичных баллов. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.

Темы, уровень сложности и оценка заданий

Часть 1


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
1
1Биологические термины и понятия
2
1Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого
3
1Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки
4
2Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки
5
2Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки
6
1Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание
7
2Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология
8
2Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология
9
2Многообразие организмов. Бактерии, грибы, растения, животные, вирусы
10
2Многообразие организмов. Бактерии, грибы, растения, животные, вирусы
11
2Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость
12
2Организм человека. Гигиена человека
13
2Организм человека
14
2Организм человека
15
2Эволюция живой природы
16
2Эволюция живой природы. Происхождение человека
17
2Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера
18
2Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера
19
2Общебиологические закономерности
20
2Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье
21
2Биологические системы и их закономерности

Часть 2


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
22
2Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)
23
3Задание с изображением биологического объекта
24
3Задание на анализ биологической информации
25
3Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов
26
3Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях
27
3Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации
28
3Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

Как сдать часть 2 ЕГЭ по биологии. Советы эксперта

Задание № 22

Что требуется

Практико-ориентированное задание на прикладное применение биологических знаний.

Особенности

Задание может включать в себя вопросы из любой биологической области. Например: «Известно, что в растительных клетках присутствует два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Какой метод должен использовать ученый, чтобы разделить эти пигменты?». Ответ просят дать с пояснением, которое обычно состоит из двух или трех пунктов. Как правило, кроме знаний о биологии объекта, здесь требуется ответить на вопрос последовательно, переходя от общего к частному, от особенностей строения к функциям.

Советы

Давая пояснение, используйте больше биологических терминов, но при этом отвечайте на конкретный вопрос, не отвлекаясь на размышления по схожим темам.

Задание № 23

Что требуется

Задание с изображением биологического объекта, где требуется анализ текстовой и графической информации.

Особенности

На первый взгляд, это самое простое задание части 2. Да, картинки с растениями, животными или человеком и впрямь даются многим легко, однако, все не так очевидно, как кажется. Объекты общей биологии и анализ геохронологических таблиц могут вызвать немало трудностей у школьников. В этом вопросе по внешним признакам могут попросить определить класс, отряд или вид, при этом описать их характеристики, найти близких родственников, рассказать о современных потомках, если вид вымерший, указать возможную причину вымирания, а также предков для ныне живущих.

Советы

Для того чтобы хорошо справиться с этим заданием, необходимо визуально отличать основных представителей разных царств живой природы. При этом нужно знать не только внешнее, но и внутреннее строение (поперечные и продольные срезы), представлять себе, какую роль играет тот или иной элемент строения (желательно больше трех). Также стоит помнить основные события, отмеченные на геологической временной шкале истории Земли.

Задание № 24

Что требуется

Задание на анализ биологической информации.

Особенности

Классическое задание по основным биологическим темам, таким, как ботаника, зоология, анатомия, общая биология, микология, вирусология. Часто здесь нужно определить три правильных утверждения, либо выбрать тезисы с ошибками. Например, выпускникам предлагается текст «Железы человека», в котором требуется найти три ошибки, исправить их и дать правильную формулировку.

Советы

Не торопитесь выбирать понравившийся ответ, не дочитав задание, внимательно изучите каждый тезис и попытайтесь понять, почему ответ подходит или не подходит. Вам необходимо составить в голове собственное верное утверждение по предлагаемому вопросу и сравнить его с предложенным. Небольшая подсказка: помните, что в таких заданиях всегда должно быть три ошибки, не меньше и не больше. Если вы нашли, скажем, только два неправильных утверждения в тексте, продолжайте работать над вопросом, иначе потеряете баллы.

Задание № 25

Что требуется

Задание на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

Особенности

Как правило, в этом задании предлагаются краткие и конкретные вопросы без вариантов ответа. В ответе нужно дать не менее трех (хотя иногда в самом задании отмечают, что не менее четырех) развернутых тезисов с использованием ключевых слов. Что касается тем, то здесь может быть вопрос как по человеку и животным (например, описать ароморфозы древних земноводных или объяснить, почему птицы образуют стаи), так и по основам экологии или общебиологическим закономерностям.

Советы

Школьники очень часто теряют баллы на этом задании, если не дали развернутый ответ. В том случае, когда вариантов ответа у вас явно больше четырех, напишите сначала наиболее важные особенности или характеристики. Старайтесь писать научным языком, а не своими словами.

Задание № 26

Что требуется

Задание на обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях.

Особенности

Достаточно часто под этим номером школьникам предлагаются не очень сложные вопросы. Например, требуется описать основные пути биологической эволюции, дать определение макро- и микроэволюции, рассказать, какие различия между ними могут быть, описать виды изменчивости. Также здесь можно встретить вопросы о вторичном использовании бумаги и металла, об антропогенном воздействии.

Советы

Я рекомендую выпускникам повторить основы экологии и эволюционной биологии, ознакомиться со статьями по охране окружающей среды, почитать информацию о вторичной переработке материалов и ее роли.

Задание № 27

Что требуется

Решить задачу по цитологии.

Особенности

В этом задании рассматриваются такие темы, как биосинтез белка, деление клеток, правило Чаргаффа, энергетический обмен. Кроме решения самой задачи (написания последовательностей нуклеотидов или аминокислот, нахождения антикодонов), необходимо подробно описать, что и как вы делали, рассказать о каждом этапе.

Советы

Будьте внимательны при пользовании таблицами и при поиске нужной аминокислоты, перепроверьте последовательность нуклеотидов, обязательно уточните, верный ли антикодон вы нашли.

Задание № 28

Что требуется

Решить задачу по генетике.

Особенности

Для выполнения этого задания надо изучить генеалогический метод, кодоминирование, взаимодействие генов, моно- и дигибридное скрещивание, сцепление генов.

Советы

При решении генетической задачи будет явно недостаточно одной лишь схемы скрещиваний. Подробно опишите все фенотипы и генотипы, поясните результаты расщепления, расскажите про вероятность рождения больных и здоровых потомков.

Изменения – 2021

Время выполнения экзаменационной работы увеличено с 210 до 235 минут.

Перевод первичных баллов в тестовые

58 первичных баллов

максимальный результат, равный 100 тестовым баллам

15 первичных баллов

минимальный положительный порог, равный 34 тестовым баллам

50 первичных баллов

высокий результат для поступления в вуз, равный 82 тестовым баллам

Переведите ваши баллы

=

Другие предметы ЕГЭ