Мой город — Иркутск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Математическая вертикаль: у детей разбудят спящие способности

В 2018 в московских школах стартует проект «Математическая вертикаль». Планируется, что уже в следующем году ученики 7-9 классов, когда закладывается основная база знаний по предмету, получат возможность в обычной, а не физико-математической школе углубленно заняться математикой, чтобы потом продолжить образование в профильных классах и поступить в соответствующие вузы. Поможет ли новый проект исправить ситуацию с математикой в школе?
Наталья Афанасьева
27 ноября 2017
Фото: Steve Johnson / Flickr / CC BY 2.0

Уже в январе в московских школах должны открыться математические кружки для того, чтобы уже к началу следующего учебного года дети, которые, может быть, до этого в плане математики считали себя безнадежными, внезапно открыли скрытый потенциал и пошли учиться в профильный класс. Программа «Математическая вертикаль» должна заработать в 2018 году; обещают, что в московских школах откроется 300 классов, в которых ученики 7-9 классов будут углубленно изучать математику, чтобы потом выбрать, при желании, направление и профессию, где требуется хорошая математическая подготовка. При этом речь идет об обычных, а не физико-математических школах.

«Проект „Математическая вертикаль“ обеспечит многоцелевую предпрофильную подготовку по математике и смежным областям, что поможет школьникам выбрать дальнейший маршрут обучения. Поэтому проект решено сосредоточить на уровне 7-9 классов, когда особенно важно получить хорошую математическую базу, развить мышление. Это то время, которое потом обеспечивает выбор в 10-11 классах инженерной траектории, IT-траектории или финансовой аналитики, более того, если человек собирается идти работать в бизнес, в любую другую сферу, там будет востребована эта математическая подготовка», — рассказал вице-президент Ассоциации учителей математики Иван Ященко. По его мнению, совершенно не обязательно все дети, которые закончат математические классы, займутся математикой «как искусством». Но, вполне возможно, кто-то из них пойдет и в математическую науку.

«Люди, которые будут заниматься математикой как искусством, нужны, но их всегда очень малая доля. А вот в работе нам математика нужна практически всем. И журналистам она нужна, для того чтобы многие вещи понимать гораздо глубже, и нужна любому — это математика не как искусство, а математика для работы, математика для будущей профессии», — отметил на пресс-конференции, посвященной «Математической вертикали», руководитель столичного образования Исаак Калина, который, сам будучи учителем математики, возлагает на эту программу большие надежды.

в 6 классе у всех детей есть способности к математике, только у некоторых они «спящие»

Предполагается, что обучение юных математиков будет вестись по специально разработанным учебно-методическим пособиям Московской электронной школы, а преподавать в эти классы придут лучшие учителя и студенты московских вузов, прошедшие отбор и специальную подготовку. Также программа проекта предусматривает профориентационные мероприятия в вузах и на предприятиях.

В учебном плане будет не только алгебра и геометрия, но и, например, теория вероятностей и статистика и другие темы, которые не входят в обычную программу, но без которых невозможно успешно сдать профильный ЕГЭ или участвовать в олимпиадах. Как уверяют авторы программы, участие в проекте позволит школьникам успешно проходить специализированную диагностику знаний и выступать на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

При этом детям, которые решат пойти в следующем году в маткласс, как обещают чиновники, не нужно будет сдавать экзамены и бороться за места, как это происходит сейчас в физмат-школах. «Вертикаль 7-9 классов начнется раньше — в 5-6 классах, когда заработают кружки и ребята станут готовиться. Я уверен, что в 6 классе у всех детей есть способности к математике, только у некоторых они „спящие“, главное — их разбудить», — пояснил Исаак Калина. По его мнению, для того, чтобы разбудить скрытые математические таланты, нужен учитель, который сможет создать у ребят мотивацию к занятиям математикой, «тогда способности проявятся автоматически».

Последняя реформа математического образования проводилась более 30 лет назад

Роль учителя, вне всякого сомнения, велика, как и в любом другом предмете, однако провалы математического образования в современной российской школе нельзя объяснить только нехваткой педагогов, которые умеют «разбудить способности», хотя и это тоже есть. Последняя реформа математического образования проводилась в нашей стране более 30 лет назад. Это была выдающаяся программа, в разработке которой участвовали лучшие математики страны, она дала блестящие результаты — советская математическая школа известна по всему миру. Проблема в том, что сегодня мы живем в совершенно другой действительности. По мнению многих учителей, давно настала необходимость продуманных изменений как в содержании, так и в методических технологиях школьной программы.

Сегодня разрыв между средним и высоким уровнем школьного математического образования столь велик, что ребенок, который честно и усердно учил математику в обычной школе, без специальной подготовки изначально лишен возможности сдать на высокий балл профильную математику и поступать на специальности, где она нужна (о том, как различается математическое образование в разных странах, читайте в материале «Учитель месяца: „Наша школьная математика неоправданно сложная, а финская — неоправданно слабая“»). При этом запрос на качественное математическое образование высокий, в этом инициаторы программы совершенно правы. Каждый год физмат-школы, поступление в которые, как правило, начинается в 6-7 классе, штурмуют юные любители математики, конкурс становится все больше — по наблюдениям, уровень соискателей, а следовательно, и сложность вступительных экзаменов, становится все выше и выше. Прекрасно, если у детей в обычных школах появится возможность учить математику на нормальном уровне. Вот только изменят ли 300 классов на всю Москву систему и найдутся ли для них за полгода блестящие педагоги, умеющие сделать предмет, который многие дети перестают понимать еще в 4 классе, понятным и любимым? Это большой вопрос.

Наталья Афанасьева
27 ноября 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты